Меню сайта

МОЁ видео-ЭССЕ

Эссе "Образ современного педагога детского сада"

Вся моя профессиональная деятельность связана с дошкольным образованием. С детства мне очень нравилось общаться и играть с малышами. Поэтому для меня не стоял вопрос, куда пойти учиться. Конечно же, в педагогический институт! За время работы воспитателем я сделала два выпуска детей в школу, поработала в должности преподавателя ВУЗа и старшего воспитателя детского сада. Наблюдая за современными детьми, я отмечаю, что они стали совершенно другими. С одной стороны, современный ребенок – развитый и любознательный, эрудированный и раскрепощенный, с другой – импульсивный и капризный, порой агрессивный и воспитываемый гаджетами.

В связи с этим у меня часто возникают вопросы: каким должен быть современный педагог детского сада? Нужно ли самому воспитателю/специалисту меняться, если он работает в сфере дошкольного образования уже довольно давно? Считаю, что изменения самого себя, профессиональное развитие педагога просто необходимы. По мнению известного отечественного ученого П.Г. Щедровицкого "главным ресурсом развивающего общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно", с чем я совершенно согласна. Современные дети требуют и нового современного педагога, индивидуальность которого должна проявляться, прежде всего, в способности к самоизменению. Развивающийся педагог является важным условием саморазвития воспитанника: увлечь чем-либо других может только сам увлеченный, научить – умеющий, обогатить ценностями – имеющий их.

Начать изменять себя вовсе не простая задача. Возникает вопрос: с чего начать? Я думаю, что начинать нужно с главного и неизменного – понимания самоценности дошкольного периода и огромной ответственности за счастливое детство ребенка и его судьбу. По определению ученого-психолога В.А. Петровского, "воспитатель – профессиональная роль, заключающаяся в принятии на себя полной меры ответственности за условия, характер и перспективы развития личности другого человека, воспитанника. Воспитатели детского сада, реализуя себя, наполняют мир ценностей ребенка в наиболее сенситивный период его развития, выступают как носители "ценностей культуры"".

Ни для кого не секрет, что в сознании многих педагогов и родителей главная наша задача – подготовить ребенка к школе, позднее – к ее окончанию и поступлению (чаще всего, в высшее учебное заведение) и тому подобное. Мы всегда к чему-то готовим детей, не ценя тот период, который они проживают здесь и сейчас, что совершенно неправильно. В моем понимании учитывать самоценность детства – это значит рассматривать его как период жизни, значимый сам по себе, без всяких условий, предоставление детям возможности заниматься теми видами деятельности, которые свойственны детскому возрасту: играть и общаться, активно двигаться и экспериментировать, конструировать и заниматься продуктивными видами деятельности… Поэтому, когда я прихожу в группу и вижу детей, просто сидящих за столами или игрушки, убранные на верхние полки, недоступные для детской игры, это о многом говорит и характеризует педагога, его уровень компетентности, точнее, некомпетентности.

Главным средством педагогического воздействия на ребенка является слово. Поэтому очень важно понимать, как строится педагогическое общение с детьми. "Грамотный воспитатель должен ориентироваться в своей работе на черты "гениев общения"". Огромное любопытство к людям, повышенная наблюдательность и память на все, что касается другого человека, душевное спокойствие, тактичность, остроумие и артистизм, — вот он, пожалуй, портрет идеального воспитателя, который работает с коллективом воспитанников, – отмечает известный психолог В. Леви.

Вспоминая свое детство, в моей памяти всплывает один эпизод, которым хочется поделиться. Я очень люблю рисовать, правильнее сказать – любила. Все годы обучения в школе я являлась членом редколлегии, хотя не имела специального художественного образования. Будучи уже взрослой, я решила пойти учиться рисовать: взяла свои работы для того, чтобы показать преподавателю. При этом я самостоятельно занималась самообразованием, читала специальную литературу и пыталась рисовать, скорее, подражать кому-нибудь. Мои знакомые были от моих работ в восторге в отличие от преподавателя изостудии для взрослых, который произнес единственную фразу: "Никогда не делай того, чего не умеешь". Эти слова надолго заставили меня забыть о своем увлечении – так сильно они меня ранили. Что уж говорить о маленьком ребенке, который очень восприимчив к оценкам взрослого и воспринимает его слова, не подвергая сомнению.

Речь идет о необходимости создания ситуации успеха каждому ребенку. Известный отечественный ученый, педагог К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ребенка к обучению. Американский ученый, психолог и психотерапевт У. Глассер также убежден, что если ребенку удается добиться успеха в познавательной деятельности, то у него есть все шансы на успех в жизни. А вот если ребенка лишить веры в себя, трудно будет надеяться на его "светлое будущее", – убеждает нас д.п.н. А.С. Белкин. "Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг педагога могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения", – утверждает ученый. Поэтому, главный смысл педагогической деятельности, по мнению В.А. Сластенина, – создание каждому воспитаннику ситуации успеха". Мой жизненный пример является ярким тому подтверждением.

Завершая свои размышления об образе современного педагога детского сада, отмечу главное: современному воспитателю важно видеть в ребенке личность, грамотно выстраивать партнерские отношения без окриков и приказов, не подавлять, а помогать развиваться, проявлять себя, т.е. работать в зоне его ближайшего развития, а для этого научиться наблюдать за проявлениями детей и обязательно учитывать их в своей профессиональной деятельности.

С уважением, Ваш педагог Ирина Викторовна Гундорова