×
Меню сайта
Консультации для родителей:
"Загадка и её роль в воспитании ребёнка" (Боброва Н.В.)
"Развивающие игры Воскобовича" (Кочнева Л.В.)
"Раннее профессиональное самоопределение детей дошкольного возраста" (Кочнева Л.В.)
"Безопасность детей в летний период" (Иванова Е.Б.)
Мастер – класс для родителей: «Нетрадиционные техники рисования,рисуем дома»(Семеновская М.В.)
"Создание развивающей среды в семье" (Копылова С.В.)
"Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие"(Копылова С.В.)
"Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"(Гапиенко А.О.)
"Игра в жизни ребенка младшего возраста"(Гапиенко А.О.)
"О правах ребенка дошкольника"(Терехова К.С.)
"Как учить детей пересказу" (Копылова С.В.)
"Развитие творческих способностей детей с помощью сказки"(Иванова Е.Б.)
"Игры на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"(Королева О.А.)
"Как научить ребенка ждать?"(Королева О.А.)
"Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возрвста" (Лихачёва Е.В.)
"Сказка – жемчужина гендерного воспитания ребёнка" (Иванова Е.Б.)
"КРИЗИС 7 ЛЕТ" (Игнашова Г.Г.)
"О недопустимости оставления маленьких детей одних в салонах транспортных средств "(Лихачёва Е.В.)
Читайте детям о войне (Иванова Е.Б.)
"Капризы и упрямство" (Воронина Ю.О.)
"Воспитание вежливости"(Мельникова В.В.)
"Игры и дети"(Мельникова В.В.)
Презентация "Использование игр Воскобовича в математическом развитии детей" (Афанасьева Ж.Б.)
"Дети очень быстро растут..." (о готовности к школьному обучению) 
 "Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников"
"Профилактика трудностей в обучении чтению"
"Памятка для родителей по обучению ребенка грамоте"
"Умение различать звуки речи на слух как необходимая предпосылка овладения грамотой"
"Играем с ребенком дома и развиваем его словарный запас"
"Профилактика плоскостопия"
"Развиваем речь, играя…"
"Телевидение для детей раннего и дошкольного возраста: за и против"
Консультация  по речевому развитию детей на тему «Скоро в школу…»
"Мама-терапия  - лечение маминой любовью"
"Значение игрушки в развитии детей"
"Особенности семейного воспитания" (просмотр)
"Воспитание шустриков и мямликов" (просмотр) 
"Особенности развития детей младшего возраста (от 3 до 4 лет)"
"Готов ли ребенок к школе?" 
"Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"
Консультация музыкального руководителя "Логоритмические упражнения для детей с нарушениями речи"
"Дидактические игры, как средство подготовки детей к обучению в школе"
"Правила безопасности во время Новогодних праздников"
"Права ребенка"
 
 
Консультации для родителей

Гундорова Ирина Викторовна,

старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 8»,

кандидат педагогических наук

 

КАК ВЛИЯЕТ ТЕЛЕВИДЕНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

         В медицинской литературе имеются исследования, указывающие на возникновение у детей признаков утомления, нервозности, боли в животе, тошноты под влиянием длительного просмотра телепередач. Два часа просмотра телевизора равносильно прочтению нескольких толстых книг. Однако ребенок не в состоянии усвоить такой объем информации за короткий отрезок времени, поэтому он утомляется.

Нередко бывают случаи, когда мама, не зная, чем занять заболевшего ребенка, на целый день включает ему телевизор. А потом удивляется, почему ребенок стал капризным, вялым, откуда у него появились ночные страхи. Засидевшись у телевизора допоздна, ребенок недосыпает, что неблагоприятно сказывается на его нервной системе и психических функциях. Проводя долгие часы перед телевизором, дети лишают себя игр, меньше гуляют и меньше двигаются. Снижение двигательной активности ухудшает адаптационные возможности организма, физическую работоспособность и выносливость, повышает рост заболеваний.

Из-за длительного сидения в мягком кресле осанка у ребенка часто портится. Следует также иметь в виду, что двигательная активность регулирует обмен веществ. Дети с нарушенным обменом веществ нередко страдают ожирением, чаще болеют, в два раза чаще у них отмечается повышенное артериальное давление по сравнению со здоровыми сверстниками.

Просмотр телепередач, как всякая зрительная работа, может привести к зрительному утомлению. Нагрузка на зрение у детей с каждым годом увеличивается. Уже у трехлетних малышей, согласно современным исследованиям, зрительная работа (занятия рисованием, лепкой, рассматривание картин, просмотр диафильмов, теле- и видеопередач) занимает около 1,5 часов в день, что составляет 17 часов в неделю. У детей 5-6 лет нагрузка составляет около 2,5 часов, соответственно 21 час в неделю. Таким образом, продолжительность зрительной работы у дошкольников в течение недели достаточно велика. Наибольшую нагрузку для зрения создает просмотр телевизионных передач, что может, по мнению врачей, являться одним из факторов, способствующих развитию и прогрессированию заболеваний органов зрения.

Гундорова Ирина Викторовна,

старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 8»,

кандидат педагогических наук

 

КАК УМЕНЬШИТЬ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Хорошее состояние здоровья и нормальное физическое развитие ребенка во многом зависят от режима дня в семье. Не секрет, что чем больше малыш смотрит телевизор, тем больше устает, а чем больше устает, тем больше его тянет к телевизору. Постарайтесь, чтобы день был наполнен интересной для ребенка деятельностью: пусть малыш играет, рисует, гуляет, бегает, «читает» вместе с взрослыми умные и добрые книги. Физическая активность в детском возрасте играет важную роль в развитии защитного тонуса мышц, способствует формированию у ребенка хорошей осанки.

Для совместного просмотра телепередачи лучше всего удобно расположиться на своих местах (кресле, диване, детском стуле) на расстоянии не ближе 1,5-2 метров и не далее 5,5-5 метров от экрана телевизора (в зависимости от размера экрана по диагонали). Стоять телевизор должен на уровне глаз сидящего или чуть ниже. Если ребенок носит очки, во время передачи их следует обязательно надевать, чтобы излишне не напрягать зрение.

При просмотре телепередачи важно создать благоприятное для глаз освещение. Не рекомендуется просмотр в полной темноте, так как все время происходит дезадаптация с яркого экрана на темный фон комнаты, отчего глаза быстро устают. Лучше всего смотреть телевизор, освещенный верхним светом или любым боковым источником света (бра, торшер), не находящимся в поле зрения ребенка и не отражающимся на экране телевизора. Сберечь глаза помогут также и упражнения, которые можно делать во время рекламных пауз. Предложите ребенку посмотреть вдаль, закрыть глаза и мысленно представить себе увиденную картинку или любимых героев, детали одежды, выражение лица. Днем телевизор лучше всего смотреть в незатемненной комнате и лишь в солнечные дни закрывать окна легкими шторами. Важно, чтобы телевизор был хорошо отрегулирован, изображение на экране должно быть четким и достаточно контрастным.

Как телевидение влияет на психическое развитие ребенка. Телевизор прочно вошел в жизнь наших детей. Телевизионный экран все чаще заменяет мамины колыбельные песни, разговоры с отцом, бабушкины сказки, становясь главным «воспитателем» ребенка.

Бесконтрольное увлечение дошкольника просмотром телепередач может иметь отрицательные последствия не только для его здоровья, но и психического развития. В настоящее время, когда подросло поколение «экранных детей», эти последствия становятся все более очевидными.

Отставание в развитии речи.В последние годы у детей все чаще отмечается задержка речевого развития: дети позже начинают говорить, их речь бедна и примитивна. Практически в каждой группе детского сада есть малыши, нуждающиеся в специальной логопедической помощи. Вы спросите: причем здесь телевидение?

Действительно, сидящий у экрана ребенок постоянно слышит речь, что должно способствовать его речевому развитию. Да и какая разница, кто разговаривает с малышом – взрослый или герой мультфильма? Разница большая. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание словесных оборотов. Речевое развитие ребенка происходит только в процессе живого, непосредственного общения, когда малыш не просто слушает чужую речь, а вовлечен в диалог. Поэтому речь с экрана телевизора остается для малыша малоосмысленным набором слов, не становится «своей», а значит, не способствует, а, скорее, тормозит речевое развитие ребенка.

Затруднения в чтении.Понимая отдельные слова и короткие предложения в тексте, ребенок, привыкший к отображению событий на экране, не всегда может удержать их в памяти и связать между собой. В результате нарушается целостное восприятие текста, а значит, и его понимание.

Неспособность играть и проявлять инициативу.Дети, которые смотрят по телевизору все подряд, более пассивны, чем их сверстники. Они реже выступают с предложениями в совместных играх, чаще обижаются, отходя в сторону, или вступают в конфликт, устраивают драки со сверстниками вместо того, чтобы настоять на своем. При этом темы игр лишены самостоятельности, представляют собой имитацию увиденного на экране.

Неспособность к концентрации внимания.Быстро меняющиеся телевизионные картинки могут стать причиной детской невнимательности. Ребенок привыкает к постоянной и скоротечной смене образов и звуков, что, в свою очередь, формирует в нем соответствующий «пучок ожиданий». Если же во время занятия этого не происходит, он начинает скучать, становится непоседливым, не может сосредоточиться, стремится к смене впечатлений.

Нарушения в развитии образной памяти и мышления.Образную память характеризует способность длительное время зрительно удерживать какую-либо картинку. Чем дольше мы ее удерживаем, тем лучше у нас память. При просмотре телевизора каждый новый кадр «гасит» предыдущий, причем все происходит очень быстро, что детренирует, а не развивает память. Отрицательное воздействие телевидения на развитие образного мышления выражается в неумении детей зрительно представить что-либо, например геометрическую фигуру, осенний лес и т. п.

Снижение фантазии и творческой активности.Творческое мышление ребенка развивается только на основе собственной активности, живого интереса к реальному миру. Если при чтении книги нам приходится многое домысливать, рисуя в своем воображении образы героев, картины природы, окружающую обстановку, то в телевизионных программах зрительные образы уже созданы. Поэтому даже самые лучшие фильмы тормозят развитие дошкольника, его творческий потенциал.

Просмотр боевиков резко усиливает агрессивность детей, особенно расторможенных или сверхэмоциональных. Существует и другой аспект, касающийся агрессивности, вызванной просмотром телепередач. Перед экраном телевизора ребенок длительное время сидит неподвижно. По окончании просмотра дошкольник приходит в состояние неестественного двигательного возбуждения: не может ничем заняться, склонен к агрессии, пребывает в дурном настроении, что связано не с содержанием просмотренной передачи, а с вынужденным покоем у экрана. Агрессивное содержание передачи только усиливает влияние на его общее состояние.

Все вышесказанное вовсе не означает призыва исключить телевидение из жизни малыша. Это невозможно, да и бессмысленно. Однако, важно осознавать, что, пока ребенок не готов адекватно воспринимать телевизионную информацию, использовать ее по назначению, участие взрослых в воспитании и развитии малыша просто необходимо.

Гундорова Ирина Викторовна,

старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 8»,

кандидат педагогических наук

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЛЬТФИЛЬМОВ

 Мультфильмы играют большую роль в формировании личности ребенка. Они выполняют воспитательную, образовательную и развивающую функции. Просмотр мультфильмов является одним из эффективных средств безболезненного взросления детей, постепенного вхождения их в мир взрослых, незаметного перехода от игры к обучению. Кроме того, возникающее в результате просмотра «эмоциональное поле» является благоприятным для воздействия на нравственный мир ребенка. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок учится справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. Поэтому как бы легко мы ни относились к «детскому кино», именно мультфильм является важным средством воспитания ребенка.Для того чтобы мультфильмы оказывали положительное воздействие на детей, прислушайтесь к некоторым рекомендациям по их просмотру. Помните, что книгу надо учить читать, а мультфильмы – учить смотреть!Возьмите газету с программой на следующую неделю и отметьте те мультфильмы, которые вы бы хотели показать ребенку. Смотрите мультфильмы вместе с ним. Начинайте с отечественных фильмов, признанных во всем мире самыми умными и добрыми, доступными пониманию детей. Если вы увидели любимый мультфильм своего детства, расскажите ребенку перед просмотром о своих чувствах, переживаниях, которые хранятся в вашей памяти. Когда ребенок начинает смотреть зарубежные мультфильмы, также смотрите вместе с ним.

          Во время просмотра мультфильма наблюдайте за ребенком, следите за его выражением лица, эмоциями. Если ребенок сильно взволнован, поддержите его, успокойте.

           Комментируйте поступки мультипликационных героев, так как в силу особенностей детского восприятия, а также быстрой смены кадров дети не всегда улавливают их суть, могут правильно оценить поступки героев. После просмотра побеседуйте с ребенком.

Вопросы могут быть следующие:

- Как называется мультфильм, который ты смотрел?

- Где происходит действие фильма?

- Кто герои мультфильма?

- Кто из героев тебе понравился? Какой поступок этого героя тебе больше всего запомнился?

- Кто из героев тебе не понравился? Почему?

- Назови героя мультфильма, на которого хочешь быть похожим.

Во время беседы внимательно выслушивайте ребенка. Найдите аналогичные поступки ребенка и героев мультфильмов, например: «Ты у меня такая же добрая, как Золушка» или «Ты такой же смелый, как Буратино».

Больше всего дети любят смотреть мультфильмы и мультсериалы. Поразмышляем, в чем их особенности, что в них так привлекает наших малышей, чем отличается современный мультфильм и сериал от фильмов советского периода.

В классических мультфильмах (всех советских мультфильмах и старых диснеевских фильмах, польских мультфильмах про Болека и Лелека и чешских фильмах про Крота) четко прослеживается сюжетная линия. В них есть завязка, кульминация и развязка. В мультсериалах общий сюжет отсутствует. Его можно начать смотреть с любого фрагмента. Если классический мультфильм – это ожившая сказка, то сериал зачастую напоминает озвученный комикс.

Видеоряд в традиционном мультфильме развивается постепенно, не быстро. Причем существует закономерность: чем младше дети, которым предназначен фильм, тем медленнее разворачиваются события. В сериале (за исключением, пожалуй, немногих), как в калейдоскопе, картинки стремительно сменяют друг друга, что затрудняет понимание ребенком происходящего на экране.

Герои классических мультфильмов и мультсериалов изъясняются на хорошем литературном языке, их речь отличается связностью и выразительностью. К сожалению, российский видеорынок заполнен сегодня зарубежными мультфильмами, не отличающимися, за редким исключением, высокой художественной ценностью. В современных мультфильмах герои часто ограничиваются отдельными фразами, бессвязными восклицаниями, примитивными диалогами. Кроме того, их речь изобилует сленгом, который ребенок слепо копирует.

Персонажей мультфильмов и мультсериалов озвучивали великолепные актеры. Анатолий Папанов и Евгений Леонов, Всеволод Ливанов и Олег Табаков, Клара Румянова и Ия Савина создали яркие, неповторимые образы. В зарубежных сериалах используется дубляж или, что еще хуже, закадровый перевод, когда один актер говорит за всех персонажей, лишь слегка изменяя голос, что затрудняет восприятие ребенком происходящего на экране.

Милые мультяшные персонажи советской и постсоветской эпохи часто делают нравственный выбор, размышляют о чем-либо. Вспомним таких, например, мыслителей, как Ежик (из фильма «Ежик в тумане»), Слоненок (из фильма «38 попугаев»), Бонифаций (из фильма «Каникулы Бонифация»), Лунтик (из сериала «Лунтик»), Совунья (из сериала «Смешарики»). Герои современных мультсериалов зачастую ни о чем не задумываются.

В мультфильмах поступки героев, как правило, объясняются и мотивируются, в сериалах – далеко не всегда. Это означает, что ребенок не понимает, почему герой мультсериала поступает так, а не иначе. Следует учитывать и тот факт, что нравственный мир ребенка не знает полутонов: герой может быть или плохой, или хороший. Согласно детской логике, хороший герой должен защищать слабых, быть честным, щедрым, справедливым, великодушным по отношению к побежденным. Плохой же должен исправиться или быть побежденным. В сериалах же порой трудно бывает по поступкам героев понять, кто хороший, а кто плохой. И те и другие безжалостно истребляют друг друга. В результате у ребенка исчезает

понимание того, что такое хорошо и что такое плохо, формируется представление о мире как арене борьбы всеми средствами между силами Добра и Зла. Искаженное представление о мире служит опорой для жизни в реальном мире, что вызывает опасение за судьбу подрастающего поколения.

Не стоит показывать детям мультфильм, если

- герои проявляют жестокость и агрессивность, неуважительное отношение к людям, животным, растениям; показано безнаказанное глумление над старостью, слабостью. В силу возрастных особенностей ребенок не способен самостоятельно осознать поступки героев, их мотивы. Поэтому последствием просмотра могут стать бессознательные проявления жестокости, агрессии. Вместе с тем в сознании малыша закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения как в игре, так и в реальной жизни. Например, игрушки могут «лупить» друг друга, громко кричать; малыш может начать мучить домашних животных, агрессивно вести себя с другими детьми;

- мультгероини (образы девочки, девушки, женщины, матери) наделены взрослым реализмом и физиологичностью. На внешний образ, как на основу, часто «приклеены» внутренняя жестокость, расчетливость, зависть, гнев, злобность. Таким образом, на примере положительной героини в душу ребенка проникает отрицательный образ, который и будет управлять ею в дальнейшем из бессознательного;

- мужской персонаж ведет себя как женский, а женский - как мужской, что дезориентирует малыша в социальных ролях мужчины и женщины, их типичном поведении;

- используются несимпатичные, порой уродливые герои (например, такие как персонажи известного японского мультсериала «Покемон»). Для ребенка внешность героя мультфильма имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными, красивыми, а отрицательные - наоборот. В тех случаях, когда все персонажи уродливы, страшны, вне зависимости от их роли, у ребенка размываются четкие ориентиры для оценки их поступков;

- содержание и художественные особенности мультфильма не соответствуют детскому опыту и возрастным возможностям дошкольников.

Очень часто дети готовы неоднократно, в сто первый раз, смотреть понравившийся им мультфильм или слушать сказку. Это связано с тем, что малыши воспринимают информацию иначе, чем взрослые. В силу фрагментарности восприятия ребенок не сразу схватывает все услышанное. Просматривая мультфильм (читая книгу) первый раз, ребенок следит, прежде всего, за сюжетом или может сосредоточиться на какой-то одной детали, слове и пропустить все, что было дальше. Многократный просмотр (чтение) помогает ему запомнить главных и второстепенных героев, глубже осознать основную идею произведения, еще раз пережить положительные эмоции и, наконец, выучить весь мультфильм или сказку наизусть. Если взрослый попытается переставить в сказке слова местами или сократить ее содержание, ребенок тут же поправит. Таким образом, просматривая один и тот же мультфильм много раз, малыш открывает для себя все новые подробности.

 

МУЛЬТФИЛЬМЫ И ДЕТСКИЕ ИГРЫ

          Игра сопровождает ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Предлагаем игры с использованием героев любимых мультфильмов, в которые можно играть с детьми 5-7 лет. Цель игр – учить ребенка передавать свое отношение к содержанию мультфильмов, поступкам героев; формировать у него представление о доброте, справедливости, смелости и других нравственных качествах; развивать творческие способности.

Угадай, кто это. Ведущий (в роли ведущего по очереди выступают взрослые или ребенок) загадывает какого-либо известного героя мультфильма и описывает его. Задача остальных участников – узнать, кто это.

Например:

- Мужчина в самом расцвете лет, живет на крыше. Обожает все сладкое. У него есть друг, мальчик, которого родители называли Малыш. Угадай, кто это?

- Сказочное существо, которое нашли в ящике с апельсинами. Он не мог стоять и постоянно падал, «чебурахался». Угадай, кто это?

Задание можно изменить. В этом случае ведущий называет качество личности, а участники должны вспомнить героев мультфильмов, обладающих этим качеством. Например:

- кто смелый? (Буратино, Герда, Айболит, Трубадур, Маугли, Чиполлино);

- кто трудолюбивый? (Золушка, поросенок Наф-Наф, домовенок Кузька);

- кто добрый? (Кот Леопольд, Лунтик, Чебурашка и Крокодил Гена, Золушка);

- кто вредный? (Шапокляк, попугай Кеша, Зюзюка);

- кто ленивый? (Вовка, попавший в тридесятое царство, Емеля-дурачок) и т.д.

Сравни героев мультфильмов.Ведущий (в роли ведущего по очереди выступают взрослые или ребенок) выбирает для сравнения в один прием 2-3 мультипликационных героев и спрашивает игрока, какие у них черты характера. Если ребенок затрудняется, ему поочередно задают вопросы:

- Какими качествами характера обладают названные герои?

- По каким поступкам можно определить это?

- Чем герои отличаются друг от друга?

Например, ведущий предлагает игроку сравнить между собой Буратино и Бабу-ягу. Игрок отвечает: «Буратино – добрый, заботливый, веселый, смелый, любопытный, к тому же он был невоспитанным, неопрятным и непослушным. Папа Карло запретил Буратино выходить из дома, а он не послушался, и с ним приключилась беда. Буратино не любил мыть руки и лицо и всегда возмущался, когда его просили об этом. Буратино был не­воспитанным, потому что он грубил старшим, а однажды даже запустил в старого сверчка башмаком. А еще Буратино очень веселый. Он никогда не унывал и любил веселиться. Буратино – очень смелый, он никого не боялся, даже Карабаса-Барабаса и Дуремара. Буратино все интересно, не зря вместо школы он свернул в сторону кукольного театра, чтобы узнать, что там такое. Буратино всегда заботился о своих друзьях и папе Карло.

Баба-яга в сказках и мультфильмах злая, жестокая, хитрая и вредная. В сказке "Гуси-лебеди" она хотела изжарить Иванушку и съесть. Чтобы Машенька не убежала с братцем Иванушкой, Баба-Яга часто подходила к окну и спрашивала: "Прядешь ли, девица? Прядешь ли, красная?"

Мне больше нравится Буратино. Он – положительный герой, добрый и заботливый, а Баба Яга злая и хитрая».

Данетка. Ведущий (в роли ведущего выступают по очереди ребенок и взрослые) загадывает героя мультфильма. Остальные игроки задают ведущему вопросы, отвечать на которые можно только «да» или «нет».

Например, загадан герой «Чебурашка».

Вопрос:

Ответ:

Это человек?

- Нет.

Это животное?

- Да.

В природе существует?

- Нет.

Это сказочное существо?

- Да.

Живет в лесу?

- Нет.

Живет в городе?

- Да.

Это животное доброе?

- Да.

У него есть друзья?

- Да.

Оно маленькое?

- Да.

Это Чебурашка?

- Да.

Ролевая игра «Режиссеры-мультипликаторы». Самый лучший способ «отработать» впечатления от просмотренного мультфильма, – это поиграть в создание собственных «мультиков». Ребенку можно рассказать о том, что мультфильмы бывают рисованные, кукольные, пластилиновые, а также созданные с помощью компьютерной техники. Над их созданием работает целая команда людей, включающая режиссера, сценариста, художников, аниматоров, заставляющих героев двигаться, актеров, озвучивающих героев. Есть еще и техническая служба: оператор, звукорежиссер, мастер по свету.

Наиболее доступными для детского исполнения являются рисованные мультфильмы. В основе этого метода лежит принцип диафильма, т. е. каждый рисунок представляет собой отдельный кадр. Конечно, полноценного движения в таком мультфильме нет, картинка не «оживает», как в настоящем анимационном кино, зато все желающие могут принять участие в его создании.

Работу по созданию мультфильма начните с построения сюжета сказки. Вот лишь несколько вариантов построения сюжета.

- Оттолкнуться от самого интересного места в мультфильме или вопроса и предложить ребенку подумать: а что будет потом? Например:

1) Золушка вышла замуж за принца, и родился у них сын. Когда он подрос, то решил научиться волшебству у Феи и ушел к ней в ученики;

2) что стало с туфелькой после замужества Золушки?

- Поменять характер героев мультфильмов на противоположный, например:

1) Красная Шапочка злая, а Волк добрый;

2) Золушка, непослушная девчонка, довела до белого каления добрую мачеху, все время издевается над добрыми сестрами;

3) Колобок предлагает каждому встречному стать его начинкой, т. е. Колобок съедает всех по очереди.

- Объединить героев из разных мультфильмов в один и придумать свой, новый мультфильм (например, кота Леопольда, старуху Шапокляк и Буратино).

- Изменить место или время действия героев, например:

1) жили старик со старухой у самого синего моря в наши дни (что будет просить старуха?);

2) Колобок живет на 10-м этаже с лифтом;

3) козлята живут на острове, а вокруг глубокое море.

Предложите ребенку побывать сначала в роли автора сценария, затем художника и, наконец, актера.

Игры-викторины. Детям очень нравится также отгадывать загадки, отвечать на вопросы викторин по мотивам любимых мультфильмов. Предлагаем вам несколько вариантов таких викторин. При желании вы можете сами придумать вопросы, конечно же, не без участия детей.

В игре-викторине могут участвовать от двух и более детей. В качестве игроков могут быть и взрослые, например члены семьи. Ведущий по очереди задает вопросы одной и другой команде. За каждый правильный ответ команда получает очко.

Угадай мультфильм

1. «Я живу хорошо, у меня есть свой дом, он теплый. Недавно мы клад нашли и корову купили. У нас печка теплая. А здоровье у меня не очень: то лапы болят, то хвост отваливается. А на днях я линять начал, старая шерсть сыплется, а растет новая – пушистая, шелковистая». («Каникулы в Простоквашино»).

2. «Это неправильные пчелы. И они, наверное, делают неправильный мед.» («Винни-Пух»).

3. «Лоша-а-а-дка-а-а!» («Ежик в тумане»).

4. «Хочешь – пирожного, хочешь – мороженого! А он – заборы красит» («Вовка в Тридевятом царстве»).

5. «Извините, вы не видели мою маму?» («Мама для мамонтенка»).

6. «Эх вы, жизни не видели! А я – цельное лето!.. Утром – покос, вечером – надои.» («Возвращение блудного попугая»).

7. «Здесь все мое! И стол мой, и холодильник мой, и все, что есть в холодильнике, тоже мое» («Бобик в гостях у Барбоса»).

8. «Ну вот, поели, теперь можно и поспать!.. Ну вот, поспали, теперь можно и поесть!» («Дюймовочка»).

9. «Щас спою!» («Жил-был пес»).

10. «А давай вместе бояться, а?!» («Котенок по имени Гав»).

11. «Дети, подайте на домики для бездомных поросят!» («Приключения Фунтика»).

12. «Птица-говорун отличается умом и сообразительностью, умом и сообразительностью» («Тайна третьей планеты»).

13. «А я не хочу, не хочу по расчету, а я по любви, по любви хочу» («Летучий корабль»).

14. «Карлсон говорит, что это пустяки, дело житейское!» («Карлсон, который живет на крыше»).

15. «Слушай, тот, что с зубами наружу, говорил, что я тебе не родной» («Волк и теленок»).

Мультвопросы

1. Любимые лакомства Карлсона. (Варенье, печенье, плюшки.)

2. Какое «страшное чудище» увидел крошка Енот в озере? (Свое отражение.)

3. Где жил Чебурашка? (В телефонной будке.)

4. Где работал, по словам Кота Матроскина, его дядя? (На гуталиновой фабрике.)

5. Что подарил Винни-Пух ослику Иа на день рождения? (Горшок без меда.)

6. Кого Малыш называл домомучительницей? (Фрекен Бок.)

7. Какое лекарство и зачем прописал доктор Леопольду? (Озверин, чтобы уметь постоять за себя.)

8. В каком городе жил волшебник Гудвин? (В Изумрудном городе.)

9. Назовите друзей Элли и песика Тотошки. (Страшила, Железный дровосек, Лев.)

10. Кто автор строчек: «Торопыжка был голодный, проглотил утюг холодный»? (Незнайка.)

Назови главных героев мультфильмов

1. «Каникулы в Простоквашино» (Дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик, почтальон Печкин).

2. «38 попугаев» (Мартышка, Удав, Попугай, Слоненок).

3. «Бременские музыканты» (Трубадур, Принцесса, Король, Кот, Петух, Осел, Пес).

4. «Винни-Пух» (медвежонок Винни-Пух, поросенок Пятачок, ослик Иа, Кролик).

Угадайка

1. Что было в красивой подарочной коробке, которую Чебурашка подарил Гене на день рождения? (Заводной вертолет.)

2. Какого цвета волшебный шарик выбрал Винни-Пух для похода за медом? (Синий.)

3. Как звали тигра из мультфильма про Маугли? (Шер Хан.)

4. Сколько подельников было у Атаманши из мультфильма «Бременские музыканты»? (Трое.)

Кому принадлежат эти слова?

1. «Мы его на помойке нашли, очистили от очисток, а он нам тут фигвамы рисует!» (Коту Матроскину.)

2. «От этой картины на стене очень большая польза. Она дырку на обоях закрывает» (Маме Дяди Федора.)

3. «А ля-ля-ля-ля-ля, а я сошла с ума, а я сошла с ума. Какая досада!.. » (Фрекен Бок.)

4. «Не в пирогах счастье». (Малышу.)

В конце игры-викторины подводятся итоги. Команда, набравшая большее количество очков, считается выигравшей. Продумайте награждение победителей. Не забудьте также и об остальных участниках викторины, которые остались в проигрыше, ведь они тоже очень старались.

                                                                     

Гундорова Ирина Викторовна,

старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 8»,

кандидат педагогических наук

 
Сенсорное развитие детей 3-го года жизни
Как ребёнок познает мир?
 
Отечественные ученые педагоги и психологи  (Л.А. Венгер, Н.М. Шелованов) называли ранний возраст золотой порой сенсорного воспитания.
 
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. Именно на основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов, становится возможность их дифференцировать, выделять один предмет из множества, находить сходство и различие между предметами.
 
Восприятие должно быть целенаправленным.
 
Отсутствие целенаправленного восприятия искажает представления детей о предмете. Они бывают неопределенными, иногда ошибочными. Успешность умственного воспитания в значительной степени зависит от того, как у ребенка формируется процессы зрительного, слухового, осязательного восприятия, совершенствуются действия с предметами и орудиями, устанавливается их связь со словом (мяч прыгает, молоток стучит  и т.д.). У детей раннего возраста процессы ощущения и восприятия значительного  обгоняют мышление. Однако восприятие необходимо направлять, так как ребенок в первую очередь ощущает второстепенные признаки, а наиболее существенные остаются непознанными.
 
Ознакомление свойств предметов происходит постепенно от простых однородных к наиболее важным. Происходит это в самостоятельной деятельности ребенка и в совместной со взрослыми. Лучше всего ребенок воспринимает предмет и его свойства, если он его видеть, слышит, ощущает и действует с ним. Например, показываем ребенку мяч. Сначала называем предмет: это мяч. Какой он? (круглый, гладкий, твердый). Это мы выясняем, обследуя мяч руками и глядя на него. Затем показываем, как действовать с ним, то есть  играть (катать, бросать, отбивать). При отбивании мы слышим звуки удара мяча об пол и  называем цвет мяча. Вот так при восприятии мы задействуем сразу несколько анализаторов: слуховой, зрительный и осязательный. Таким образом, нужно знакомить ребенка с любым предметом, игрушкой и орудием (ложкой, расческой и т.д.)
 
К трем годам малыш должен различать предметы по цвету, величине, форме, распознавать голос и тембр близких людей, узнавать знакомые мелодии.
В течение раннего возраста у детей развиваются сенсорные способности в разных видах деятельности: в действиях с предметами, в играх, в рисовании, пении, наблюдении, в строительных играх.
 
Что же такое сенсорное воспитание ребенка?
 
Это знакомство детей и действие с общепринятыми в обществе сенсорными эталонами: цвет, форма, величина. Эталон цвета – это семь цветов радуги или спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Это так называемые хроматические цвета, а черный, серый и белый – ахроматические цвета. Эталонами формы являются пять геометрических форм: треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Эталоны величины – длина, ширина, высота, толщина и вся метрическая система мер.
 
В дошкольном возрасте дети знакомятся со всеми цветами  и их оттенками, с пятью геометрическими формами и сравнивают предметы по высоте, ширине, длине,  а также узнают понятие «условная мерка» для измерения длины, высоты, ширины и объема сыпучих тел и жидкостей. Особенно в раннем возрасте нужно уделять внимание изучению с детьми цветов спектра. Если  целенаправленно этим заняться, то дети очень быстро к трем годам осваивают цвета: желтый, синий, красный, зеленый, немного попозднее на четвертом году жизни называют фиолетовый, оранжевый, затем голубой и узнают оттенки всех цветов.
 
В начале изучения ребенок должен узнавать цвет по словесной инструкции: «Покажи или дай такой же предмет!» А уже потом: «Покажи или дай такой же желтый предмет!» И так постепенно изучаются все цвета. Практика показывает, что если не изучать цвета именно в раннем возрасте, то потом ребенок очень тяжело их запоминает.
 
Очень важно до трех лет заниматься с детьми конструктивной деятельностью из строительного материала, чтобы дети узнали, что такое кубик, кирпичик, призма, шарик. Параллельно идет изучение плоскостных геометрических форм квадрат, круг, прямоугольник, треугольник.
 
Необходимо сравнивать предметы:
- по величине: большой, поменьше, маленький или наоборот: маленький, побольше, большой;
- по силе звука: громко – тихо;
- по расположению в пространстве: вверху-внизу, близко-далеко, впереди-сзади, между, перед, за;
- по фактуре (при обследовании предмета): мягкий-твердый, гладкий-шероховатый, колючий.
 
Серьёзное внимание следует  обратить на активизацию орудийных действий, что позволяет ребенку употреблять предметы по их назначению, а не манипулировать ими бесцельно. Предметы орудия (ложка, расческа, лопатка, молоток и др.) служат для воздействия на другие предметы, помогая руке выполнить действие. Необходимо, чтобы ребенок понимал функции предметов-орудий (ложкой едят, из чашки пьют, лопаткой насыпают или копают, расческой расчесывают волосы и т.д.). Например, перед ребенком ставится проблемная ситуация: «Достань шарик из воды, не замочив руку». Рядом лежат предметы: деревянная плоская лопатка, черпачок,  палочка, игрушечная удочка и ребенок должен выбрать предмет, которым можно действовать в этой ситуации. Выбрав черпачок, ребенок выполняет им последовательные действия: опускает черпак в воду, подносит его под шарик, поднимает, не переворачивая, и вынимает из воды вместе с шариком.
А это уже деятельность!
 
Старший воспитатель детского сада
Н.Ю.Харитонова.

 

«Дети и окружающий мир. Занимательные опыты развивающего характера»

Ребёнок, рождаясь, попадая в новый мир, полный загадок и опасностей, но в тоже время интересный и непредсказуемый. Маленький исследователь пытается с первых часов своей жизни изучить огромное и неизвестное пространство, окружающего его. Он постоянно вовлечен в поиск, т. к.  по своей природе является открывателем нового. Как важно нам, взрослым, помочь ребёнку в том, чтобы его любознательность со временем превратилась в познавательную потребность. Как это сделать?

Природа – вот наш помощник, она постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Природа притягательна для детей, прежде всего благодаря своему красочному миру, который дает малышам массу ярких впечатлений. Совсем скоро наступит лето, прекрасная пора, которая дает возможность с помощью интересных экспериментов, играя, познать окружающую действительность и понять её законы.

Мы подобрали опыты, которые не требуют почти никакого специального оборудования и материальных затрат. Всё, что вам понадобится, уже имеется у вас под рукой: вода, песок, глина, камни, банки, верёвочки, воронки, свечи, бумага, карандаши и т. п. 

Ещё один важный момент в проведении и организации опытов: познание природы детьми не должно происходить путём сообщения им какого-либо объёма знаний, а стало бы творческой деятельностью, например, как игра.

Предоставьте возможность ребёнку самому подумать о причинах того или иного явления, дайте ему время. Не спешите даже после того, как вы убедились, что ребёнок в силу своего возраста и малого опыта, не может отыскать эти причины, задавайте ему наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам. Наградой за ваши труды будет развитие наблюдательности и пытливости ума вашего ребёнка, его стремление к познанию мира, развитие всех его познавательных способностей, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях.

Опыты и эксперименты с водой

«Узнаём, какая вода»

Выявляем свойства воды: прозрачная, без запаха, льётся. В ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Возьмите три одинаковые банки, закрытые крышками: одна пустая, вторая с чистой водой, залитая под крышку, т. е. полная; третья с чаем. Покажите ребёнку эти банки и предложите угадать, что в них. Ребёнок исследует их и определяет, что одна из них легкая, а две – тяжёлые, в одной из тяжёлых банок – жидкость окрашена, Затем банки открываются, и ребёнок убеждается, что в первой банке ничего нет, во второй – вода, а в третьей – чай. Взрослый просит объяснить, как он догадался. Что находится в банках. Затем вместе с ребенком выявляют свойства воды: можно наливать воду в стаканчики, добавлять сахар и наблюдать, как сахар растворился, понюхать, попробовать на вкус, переливать из одного стаканчика в другой, сравнить вес пустого и полного стаканчика.

«Умная галка»

Прочитайте ребёнку рассказ Толстого «Умная галка»; предложите ему повторить опыт галки. Можно усложнить опыт и предложить ребёнку достать, например, пробку из воды, не опуская руку в воду. Вывод: камешки, заполняя банку с водой, выталкивают из неё воду.

Опыты и эксперименты с воздухом

«Кто играет ленточками?»

Покажем, что воздух легко обнаружить. Если он двигается. Устанавливаем взаимосвязь: дует ветер – шевелятся ленточки на султанчиках. Для этого опыта нужно сделать султанчики, т.е. палочку с прикреплёнными к ней полосками бумаги.

Предложите ребёнку постоять и подержать султанчик на ветру. Кто  играет ленточками? Почему они шевелятся? Это ветер играет султанчиками, а ветер – это движение воздуха.

  

«Воздух есть во всех предметах»

Покажем, что воздух есть не только в помещении, но и во всех предметах и материалах и это можно обнаружить, если опускать предмет в воду.

Поинтересуйтесь у ребёнка, как он думает, есть ли воздух в камне, гвозде или пуговице? Затем предложите внимательно понаблюдать за тем, что будет происходить, если бросить в трехлитровую банку с водой эти предметы.

Предметы падают на дно, при этом из них выходят мелкие пузырьки, которые поднимаются вверх. Откуда они взялись? Куда двигается камень (гвоздь, пуговица), куда двигались пузырьки воздуха? Почему камень двигался вниз, а пузырьки вверх? Камень тяжелее воды, поэтому он тонет, а воздух легче воды – он поднимается вверх и выходит из неё.

«Бывает ли воздуху холодно?»

Покажем, что воздух может нагреваться и охлаждаться. Поставьте открытую пластиковую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на её горлышко воздушный шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам стал надуваться. Это происходит потому. Что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик опустится, т.к. воздух при охлаждении сжимается.

Опыты и эксперименты с песком, глиной

«Почему песок хорошо сыплется?»

Выделим свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Что лучше сыплется песок или глина? Пусть ребёнок пересыпает песок и глину из стаканчика в стаканчик. Если высыпать песок на какую-либо поверхность. То он образует конус (горку) с ровными краями. Так же высыпать глину, горка из глины получится неровной. Почему горки разные? Предложите ребёнку рассмотреть частички песка и глины через лупу. Частички песка одинаковые, маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Частички глины мелкие, очень тесно прижаты друг к другу, все разной формы, размера. Ребёнок просеивает песок и глину через сито и выясняет, одинаково ли хорошо проходят через него частички песка и глины и почему.

«Где вода?»

Определяем, что песок и глина по-разному впитывают воду. Для опыта возьмите прозрачные стаканчики с сухим песком и глиной. Затем налейте в них одинаковое количество воды (ровно столько, чтобы она полностью ушла в песок).

Понаблюдайте, что происходило: вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины. Почему? Потому что у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду. Где больше лужи после дождя на глинистой почве или на песке? Почему дорожки в огороде посыпают песком?

«Волшебный материал»

Выясняем, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании. Ребёнок лепит шарики, колбаски, фигурки из мокрого песка и глины. Дать им высохнуть, после чего проверяем прочность построек. Сухой песок форму не сохраняет, а глина – сохраняет. Расскажите ребёнку, как делают керамическую посуду.

                                                                               Воспитатель высшей категории

                                                                               Иванова Елена Борисовна

 

«Жестокое обращение с детьми»

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму грубого, неподобающего обхождения с ребенком опекунов, попечителей, других членов семьи, а также педагогов, воспитателей, представителей органов правопорядка и т.д.

Следует помнить, что опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы сами часто становятся насильниками.

Формы жестокого обращения с детьми:

  1. Физическое насилие.

  2. Сексуальное насилие или развращение.

  3. Психологическое (эмоциональное) насилие.

  4. Пренебрежение основным нуждам ребенка (моральная жестокость).

1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребёнку физических повреждений родителями или лицами, их заменяющими, а также людьми, ответственными за его воспитание. Особенно опасно, если физические повреждения вызывают серьёзные нарушения физического, психического здоровья, ведут к отставанию в развитии или самое страшное – могут привести к смерти ребенка.

 К физическому насилию относятся также и телесные наказания.

Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие:

Ранний возраст:

  • Боязнь физического контакта со взрослыми;

  • Страх перед родителями;

  • Постоянная беспричинная настороженность;

  • Плаксивость, беспрестанное хныканье, подавленность, печаль;

  • Испуг или подавленность при попытке взрослых взять малыша на руки;

  • Крайности в поведении: от чрезмерной агрессивности до безучастности;

  • Тревожное состояние.

Дошкольный возраст:

  • Отсутствие сопротивления;

  • Пассивное реагирование на боль;

  • Болезненная реакция на замечания и критику;

  • Заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

  • Псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

  • Негативизм, агрессивность;

  • Лживость, воровство, жестокость по отношению к животным;

  • Склонность к поджогам.

2.Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребёнка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними выгоды или удовлетворения.

Особенности поведения ребёнка, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:

Дети дошкольного возраста:

  • Ночные кошмары, страхи;

  • Несвойственные возрасту сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;

  • Открытая мастурбация;

  • Преувеличенное знание о сексуальном поведении.

Дети младшего школьного возраста:

  • Замкнутость, стремление избегать контактов;

  • Несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;

  • Стремление полностью закрыть тело одеждой.

3.Эмоциональное насилие. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие, критика, оскорбление и унижение достоинства ребёнка, угрозы в его адрес, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка, предъявление к нему требований, не соответствующих его возрасту и возможностям, ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых.

Особенности поведения ребёнка, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие:

Дети дошкольного возраста:

  • Беспокойство или тревожность;

  • Нарушение сна;

  • Длительно сохраняющееся подавленное состояние;

  • Агрессивность;

  • Склонность к уединению;

  • Чрезмерная уступчивость и заискивающее поведение;

  • Эксцентричность поведения;

  • Суицидальные угрозы или попытки суицида;

  • Неумение контактировать со сверстниками и взрослыми;

  • Низкая самооценка;

  • Отсутствие аппетита.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить эмоциональную жестокость по отношению к собственным детям:

  • Оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребёнка;

  • Отказ в утешении, когда он действительно испуган или подавлен;

  • Постоянное сверхкритическое отношение к малышу;

  • Открытое признание в нелюбви или даже в ненависти к ребёнку.

4.Моральная жестокость – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих,  элементарной заботы о ребёнке.

Особенности поведения ребёнка, позволяющие заподозрить пренебрежение к нему:

  • Постоянный голод и жажда;

  • Кража пищи;

  • Санитарно-гигиеническая запущенность;

  • Стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;

  • Требование ласки и внимания;

  • Подавленное настроение, апатичность;

  • Пассивность;

  • Агрессивность и импульсивность;

  • Неумение дружить, неразборчивое дружелюбие;

  • Регрессивное поведение;

  • Антиобщественное поведение вплоть до вандализма.

Риск насилия возрастает в семьях с социальными проблемами. К их числу, как правило, относятся неполные, плохо обеспеченные, многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, семьи, в которых есть больной алкоголизмом или наркоманией. Жестокое обращение с детьми в большой степени характерно для юных родителей (17 лет и моложе), людей с низким уровнем образования, безработных или чрезмерно занятых взрослых.

Дети, оказавшиеся в роли жертв насилия, чаще всего воспринимаются как отличные от других: имеющие физические или умственные недостатки, нарушения поведения (например, гиперактивность). Это могут быть дети, появившиеся в результате нежелательной беременности, либо похожие на нелюбимых родственников.

Многие признаки, характеризующие поведение детей, их эмоциональную и психическую сферу, не являются результатами только жестокого обращения, они встречаются и при других состояниях или психических расстройствах. Поэтому при оценке каждого конкретного случая следует учитывать весь комплекс клинических симптомов, психологических особенностей, социальных условий и обстоятельств, связанных с предполагаемым жестоким обращением.

Козлова С.А.

статья  из журнала «Обруч»

При выявлении фактов жестокого обращения с детьми можно обратиться по телефонам:

55-28-35 – Отдел по делам несовершеннолетних Дзержинского РУВД

55-42-13 – Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав

55-44-03 – Органы опеки и попечительства отдела образования

 

"Игрушки развивают и воспитывают"

Здравствуйте, уважаемые родители! Наверняка вы не раз задавались вопросом: "Какие игрушки лучше купить малышу?" Как развить воображение, внимание, память, мышление, речь, подвижность пальчиков? Очень просто! Главное правильно подобрать игрушки, соответствующие возрасту ребенка.

Какие игрушки покупать? Это могут быть различные конструкторы, головоломки, пластилин или глина для моделирования, кубики с изображениями, логические кубики, говорящая азбука, пальчиковые краски, шнуровки, цветные палочки. Что эти игрушки из себя представляют?

Детям  от одного года жизни  можно  предложить:  логический  куб, книжку – брызгалку.

Логический куб - развивающая игра, которая дает представление о разнообразии форм, цвета и фактуры. Логический куб поможет сформировать у ребенка восприятие формы, умение выделять плоскостную форму из объемной и соотносить ее с прорезью, развить ловкость и точность движений рук, пальцев,

"Книжка-брызгалка" - игры в воде вполне можно совместить с таким развивающим занятием, как обучение навыкам чтения. Книжку-брызгалку можно листать, почти с головой погрузившись… в чтение и в ванну. При погружении в воду – из брызгалки пойдут пузыри. А если нажать на брызгалку, получится фонтанчик воды. Что вызовет восторг у ребенка. Разноцветные рисунки нанесены на водонепроницаемые страницы, так что ваш малыш сможет совершенно безопасно рассматривать картинки и складывать слова.

Детям   с   двух   лет   жизни   можно   предложить:   блоки   Дьенеша,
деревянные кубики, "говорящую" азбуку.

"Блоки Дьенеша" - это альбом с заданиями, способствует развитию творческих способностей, наглядно-действенного мышления, внимания, формированию цветоощущения, величины и формы восприятия, комбинаторных способностей. Накладывая разноцветные блоки на красочные рисунки в альбоме, ваш малыш научится соотносить плоскостные изображения с объемными фигурами. Рисунки в альбоме могут также служить схемами для составления фигур из блоков на столе или на полу.

"Деревянный кубик" - сочетает в себе игровые и обучающие элементы, развивает комбинаторные способности и пространственное мышление, помогает осваивать навыки счета.

Кроме того, набор из четырех кубиков позволяет собрать изображения разных зверушек. Если» же подключить речь, придумывая истории про забавных зверушек, игра станет еще более полезной – малыш выучит и запомнит новые слова.

"Говорящая азбука" станет надежным помощником в обучении ребенка чтению. Вам не придется неотлучно находиться с ребенком во время занятий, бесконечно повторяя названия букв. Говорящая азбука все сделает сама: познакомит с буквами, проведет экзамен и даже похвалит за успешное выполнение задания.

Детям от трех лет рекомендуется покупать игрушки, развивающие подвижность пальчиков; цветоощущение, логическое мышление, речевую активность. Например, пальчиковые краски, глина для моделирования, мягкий конструктор "Геометрик", цветные палочки, деревянный конструктор "Волк и семеро козлят".

"Пальчиковые краски" - лучшее средство для первого знакомства малыша
с рисованием. Деткам бывает трудно сразу научиться рисовать и
раскрашивать карандашами. Поэтому рекомендуется, сначала попробовать
пальчиковые краски, ведь пальчик контролировать, гораздо проще, чем
карандаш или фломастер.

Рисование пальчиковыми красками будет очень полезно для развития маленьких пальчиков и подготовит ручку ребенка к "настоящему" рисованию.

Глина, пластилин для моделирования поможет Вашему ребенку реализовать огромное количество творческих идей. Из нее можно лепить самые разные поделки – от ярких игрушек до прыгающих мячиков.

Большой мягкий конструктор "Геометрик" - кроме цветов и размера, ребенок знакомится с геометрическими фигурами и учит счет. А нанизывание мягких деталей на трубочки развивает подвижность пальчиков.

"Цветные палочки" - играя с палочками, Ваш ребенок получит урок пространственной ориентации, поймет отношения больше – меньше, научится делить целое на части и измерять объекты, поупражняется в запоминании состава чисел. Цветные палочки используются для развития у детей математических способностей и подготовки к урокам математики в школе.

"Волк и семеро козлят" - деревянный конструктор. Ваш ребенок будет развивать фантазию, речь и воображение, рассказывая и разыгрывая сюжеты, а также освоит навыки моделирования, собирая из нескольких блоков декорации для своих историй.

Детям от 4 лет и выше рекомендуется покупать более усложненные конструкторы и головоломки.

"Вьетнамская головоломка" - эта игра особенно полезна для развития воображения и образного мышления. В ее состав входит разделенный на семь частей круг и рамка, в которую укладываются элементы. Все детали головоломки имеют обтекаемую форму, некоторые из них одинаковы по размеру. Предложите малышу сконструировать из замысловатых деталей силуэт какого-нибудь животного или птицы. Сначала можно задействовать не все элементы, затем постепенно усложнять задания. Можно конструировать по схемам, а можно выдумывать свои сюжетные композиции.

Мягкий конструктор "Бабочка"- с его помощью легко обучить ребенка распознавать цвета. Работа с конструктором развивает у малыша внимание, образное мышление, а также подвижность пальчиков. Состоит из трех пластмассовых полых трубочек и мягких деталей разной формы плюс фантазия юного конструктора – и готова бабочка. В мягких деталях – круглые отверстия, а в них – кружки-вкладыши. Их можно вынимать и вставлять в детали другого цвета. Малышам это обычно нравится.

Таким образом, уважаемые родители, покупая ребенку игрушку, задумайтесь над тем, чтобы она приносила не только радость вашему малышу, но и была полезна для него. Развивая ребенку воображение, мышление, память, речь, подвижность пальчиков вы создаете условия для дальнейшего успешного обучения вашего ребенка в школе.

 

"Гиперактивность как фактор риска"

 Неординарные способности или задержка в развитии

Проявления синдрома дефицита внимания с гиперакотвностью могут быть распределены по четырем основным группам симптомов: нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности, симптомы статико-моторной недостаточности, социальнаядезадаптация.

Импульсивность поступков и повышенная возбудимость

Интеллект детей сохраняется, но черты, характеризующие СДВГ – беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность, импульсивность поступков и повышенная возбудимость, – часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков (чтение, счет, письмо).

Речь, внимание, память

Память у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью может быть в норме, но из-за исключительной неустойчивости внимания наблюдаются проблемы в «хорошо усвоенном материале». В этом возрасте начинают обращать на себя внимание нарушения речи. Ребенок откликается на незначительные звуковые и зрительные сигналы, которые другими сверстниками игнорируются. Тенденция к ярко выраженному снижению внимания наблюдается в непривычных ситуациях, особенно когда необходимо действовать самостоятельно. Дети не проявляют упорства не во время занятий, не в играх, не могут досмотреть до конца любимую телепередачу. Переключения внимания при этом отсутствует, поэтому быстро  сменяющие друг друга виды деятельности осуществляются редуцированно, некачественно и фрагментарно, однако при указании на ошибки дети стараются их исправлять. Нарушение внимания у девочек достигает максимальной выраженности к шести годам и становится ведущим нарушениям в этом возрастном периоде.

Повышение двигательной активности

Основные проявления гипервозбудимости наблюдается в различных формах двигательной расторможенности, которая бесцельна, ничем не мотивирована, бесситуативна и обычно не управляема ни взрослыми, ни сверстниками. Такая повышенная двигательная активность, переходящая в двигательную расторможенность, является одним из множества симптомов, сопровождающих нарушения развития ребенка. С возрастом проявления импульсивности меняются: чем ребенок старше, тем импульсивность более выражена и заметна для окружающих. Присутствие взрослого не является для детей с СДВГ сдерживающим фактором.

Проблема социальной адаптации

Одной из характерных особенностей детей с синдромом дефицита внимания с геперактивносьтю является нарушения социальной адаптации. Для этих детей типичен более низкий уровень социальной зрелости, чем обычно бывает в их возрасте. У ребенка легко формируется и фиксируется негативная самооценка, враждебность к окружающим, возникают неврозоподобные и психопатологические расстройства. У детей с СДВГ нарушены отношения со сверстниками и взрослыми. В психическом развитии эти дети отстают от сверстников, но стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно. Импульсивные гиперактивные дети быстро реагируют на запрет или резкое замечание, отвечают резкостью, непослушанием. Попытки сдерживать их приводят к действиям по принципу «отпущенной пружины». От этого страдают не только окружающие, но и сам ребенок, который хочет выполнить обещание, но не сдерживает его.

Похвала и одобрение 

Заинтересованность игрой у таких детей быстро проходит. Дети с СДВГ любят играть в деструктивные игры, во время игры не могут сосредоточиться, конфликтуют с товарищами, несмотря на то, что любят коллектив. В  поведении чаще всего проявляется агрессивность, жестокость, плаксивость. Ввиду этого у детей с синдромам дефицита внимания с гиперактивностью мало друзей, хотя эти дети экстраверты: они ищут друзей, но быстро их теряют. Социальная незрелость у таких детей проявляется в предпочтении построения игровых отношений с детьми младшего возраста.  Сложно складываются отношения с взрослыми. Детям трудно дослушать объяснения до конца, они постоянно отвлекаются, особенно при отсутствии заинтересованности. Эти дети игнорируют как поощрения со  стороны взрослых, так и наказания.  Похвала не стимулирует хорошего поведение, поэтому поощрения должны быть очень обоснованными, иначе ребенок будет вести себя хуже. Однако необходимо помнить, что гиперактивному ребенку для укрепления уверенности в себе похвала и одобрение взрослого необходимы.

Родителям, педагогам и психологам в воспитании детей с гиперактивностью и повышенной тревожностью следует руководствоваться следующими правилами:

- включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть сначала ознакомиться с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.;

_ если вводите в программу новую игру, то для того, что бы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным лучше проводить ее на уже знакомом для него материале. Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно; 

- избегайте состязаний и каких-либо вводов работы, учитывающих скорость;

- не сравнивайте ребенка с окружающими;

- доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть

- чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию;

- способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но ток, чтобы он знал за что;

- чаще обращайтесь к ребенку по имени;

- демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку;

- не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить;

-  будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше. Старайтесь делать ребенку меньше замечаний;

- используйте наказание только в крайних случаях;

- не унижайте ребенка, наказываю его;

- обращаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него взрослых людей;

- помогите ему найти ему дело по душе, где он мг бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.

 

"Правила эффективного общения взрослого и ребенка"

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Проблема конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества. Однако в России на всех этапах развития конфликты оказывали не просто заметное, а, как правило, решающее влияние на ее историю. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, убийства, бытовые и семейные конфликты, самоубийства как способы разрешения внутриличностных конфликтов – основные причины гибели людей в нашей стране. Конфликт был, есть и в обозримом будущем будет решающим фактором, влияющим на безопасность России и ее граждан.

Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Конфликт наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, – не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.  И вместе с тем,  никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние на детей.

В настоящее время проблема психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретают особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.) обострили положение семьи среди основных тенденций преобразования, которые претерпевает современная семья: изменение ее функций, сокращение размеров, изменение типа главенства.

"Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка"

1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.

2. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбными и не выступайте в роли судьи.

3. Снизьте контроль. Избыточный контроль обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное отражающее реальность планирование способа действия.

4. Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.

5. Имейте мужество. Изменение поведением требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки как ребенка, так и свои. В результате в следующий раз взрослый будет лучше знать, как поступить в подобной ситуации.

Демонстрируйте взаимное уважение. Педагоги и родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.